Социальная экология и прогресс социума

Социальные отношения в своём развитии отстают от научно-технического прогресса. Не сформировались пока в полной мере социальные институты, которые способствовали бы их развитию. С точки зрения качества жизни прогресс технологий не самоцель и не делает человека счастливым. Глобальные вызовы эпохи, обусловленные возросшей ролью человека и его влиянием на окружающую среду, требуют от социума консолидации усилий в достижении внутренней гармонии. Человек изменяет не только природную среду, но и социальную среду. Эргономика, социальная инженерия способствуют достижению лучшего взаимодействия человека и техники. Социальное проектирование способствует рачительному использованию ресурсов. Социальная экология призвана объединить все достижения социального развития общества для гармонизации взаимоотношений внутри социума и в экосистеме.

      Социальная инженерия, социальное проектирование – продукт 20 века, когда массовая индустриализация и механизация сельского хозяйства как объективная предпосылка социальной перестройки вызвала массовое перераспределение населения из аграрного сектора экономики в промышленность. Историческая фраза советской эры о том, что при этом надо изжить у крестьянства мелкособственнические пережитки стоила последним огромного потрясения – раскулачивания. С другой стороны происходила урбанизация приток больших ново-урбанизированных масс требовал более плотного заселения, других методов обеспечения потребностей, названных «распределением благ». Маркетинг и торговля были сведены к доставке продукции и жёстко регулировались. Продажа по рыночным ценам называлась «спекуляцией». Советская власть пыталась воспитать у «народных масс» аскетическое отношение к потребностям, которые подразделялись на «материальные» и «духовные», при этом, несмотря на материалистическое мировоззрение, первичными объявлялись духовные потребности, а материальные существенно принижались и минимизировались. Благо коллектива объявлялось большей ценностью, чем индивидуального человека.

      В тоже время на западе А.Маслоу составил иерархию потребностей человека, из которой следовало, что духовные потребности могут появляться только после того, как удовлетворены базовые потребности. Это легло в основу западной теории мотивации и поведения потребителей. 11

      Под социальной инженерией понимают прикладную социальную науку, ставившую целью изменение поведения и установок людей; адаптацию социальных институтов к изменяющимся условиям и др. Термин «социальная инженерия» появился только в 1960-ые годы, хотя существовала она на западе ещё до второй мировой войны в рамках «человеческой инженерии», призванной использовать научные данные об особенностях человеческого организма при конструировании эргономичных машин и механизмов. Многие выказывают озабоченность возможным злоупотреблением социальной инженерии и приводят пример нацистской Германии.

      Критическому осмыслению социальной инженерии посвящал свои труды Карл Поппер. Поппер говорит об «“утопической социальной инженерии”, стремящейся преобразовать всё общество в соответствии с определённым планом и носящей государственный характер. Поппер анализирует два образца утопической инженерии: Платон (статический вариант, сохранение старых устоев общества или возврат к ним) и Маркс (динамический вариант с полным преобразованием основ общества)». 10

      Поппер выступает против широкомасштабных экспериментов социальной инженерии, опровергая тезис сторонников утопической инженерии, что иначе не будет достигнут видимый результат. Он утверждает: «На самом деле мы постоянно проводим такие эксперименты. Введение новой формы страхования жизни, новых налогов, новой реформы системы уголовного права — все это социальные эксперименты, влияющие на все общество, но не перекраивающие его». Поппер приводит фразу платоновского «Сократа» ««Взяв, словно доску, государство и нравы людей, они сперва очистили бы их, что совсем нелегко». Он говорит, что такая точка зрения на создание прекрасного общества в итоге приводит к величайшим трагедиям, к тому же «нереалистично и бесплодно». Так в России «После экономического краха, к которому привело очищение холста в виде так называемого «военного коммунизма», Ленин ввел «новую экономическую политику» — фактически своего рода попытку осуществить постепенные социальные преобразования, хотя и не сформулировав в явном виде ее принципы или технологию. Он начал с восстановления большей части фрагментов картины, которая была уничтожена ценой огромных человеческих страданий. Вновь были введены деньги, рынок, разница в доходах и частная собственность, на время даже частное предпринимательство в производстве, и лишь после восстановления этой основы начался новый период реформ». 14

      В настоящее время в обиходе термин «социальная инженерия» приобрёл негативную окраску, под ней понимают несанкционированный доступ к информации без использования технических средств.

      Социальное проектирование — это «специфическая деятельность, связанная с научно обоснованным определением вариантов развития новых социальных процессов и явлений и с целенаправленным коренным изменением конкретных социальных институтов». 18

      Ш.Монтескье писал, что всем законам человеческого общества предшествуют законы природы. 12

      Маркс и Энгельс говорят о том, что факты напоминают нам – мы не властвуем над природой, «всё наше господство над ней состоит в том, что мы, в отличие от других существ, умеем познавать её законы и правильно их применять». 9

      Термин «социальная экология» появился ещё в начале 20 века в работах Р.Е.Парка и Е.В.Берджисса и интересовало исследователей прежде всего – процесс планирования и развития больших городов. 8

      Д.Ж. Маркович указывает на то, что социальная экология – молодая наука, появившаяся вслед за экологией человека и часто ошибочно определяемая аналогично экологии человека в отношении её предмета и методов.

      И, действительно, целый ряд исследователей подменяют предмет социальной экологии и смешивают её с экологией человека. Философ Ю.Г.Марков отмечает, что неправомерно смешивать социальную экологию и экологию человека, говоря: «Это все равно, что смешивать аутоэкологию (экологию особи) с синэкологией (экологией популяций, сообществ). Экология человека – это экология человеческой особи, т.е. наука об условиях существования индивида, тогда как экосоциология или социальная экология – это экология человеческих популяций, обществ, т.е. наука об условиях существования социальных систем». 7

      Говоря о социальной экологии, отмечают определяющую роль общественного строя по отношению к характеру природопользования. 16 Появляется новый термин Антропосистема, который хотя и отражает влияние человека на окружающую среду, тем не менее далёк от лысенковщины, которая, опираясь на идеологические постулаты и политические институты собиралась изменять законы природы.

      Социальную экологию рассматривают как теорию о путях и принципах преобразования человеческой деятельности в соответствии с объективными требованиями законов саморегуляции биосферы. Полагают 1, что социоэкология включает в себя:
- Экологию человека,
- Социоэкологическое право,
- Экономику природопользования,
- Геоэкологию,
- Экологию,
- Инженерную экологию


      Объектом социальной экологии считают 5 взаимодействие общества и природы, которое методологически конкретизируется в отношении «общество – человек – техника - природная среда». В.Р. Бганба также придерживается подобного мнения. 2 В.Д. Комаров обращает внимание на социально-экологическое прогнозирование и считает возможным предотвращение стихийных бедствий.

      Социальную экологию рассматривают и как науку, изучающую экологические движения. Так, В.В.Деларю отмечает, что в настоящее время в России наличествует экологический бум. Существует проблема внушаемости населения в вопросах экологии. 4

      От социальной экологии также ожидается формирование у социума нового образа мышления. А.А.Горелов отмечает, что существует агрессивно-потребительская структура личности, сформированная в условиях потребительской цивилизации. «Философ Ницше выразил суть такой цивилизации – волю к власти, экономист А.Смит сформулировал её экономические интересы – производить как можно больше товаров, психолог Фрейд определил, что её желания коренятся в подсознании человека». Ей противопоставляется любовно-творческая структура личности. «Её составляющими являются милосердие античной философии, ахимса индийской культуры, нравственный гуманизм Конфуция, творческий гуманизм Возрождения», в современную эпоху – Л.Толстой и М.Ганди. 3

      Есть мнение, что предмет социальной экологии – ноосфера, процессы её формирования и функционирования и одновременно – конструирование идеальных отношений общества и природы. 19 С.М.Соломина считает, что предметом социальной экологии является изучение глобальных проблем человечества: проблемы энергетических ресурсов, ликвидации массового голода и социальных болезней и др. 17 Слова С.М.Соломиной в большей степени можно отнести к экосоциологии, основанной на западе Чикагской школой человеческой экологии, созданную в период изучения адаптации новой волны иммигрантов из Европы. Экосоциология изучает глобальные процессы, их влияние на социум на локальном уровне. Интернет – одно из составляющих процесса глобализации, поэтому экосоциологией, в частности, изучается взаимодействие между виртуальным и реальным сообществами.

      Начиная с В.А.Ядова, российские социологи и философы объединяют социальную экологию и экосоциологию в единое целое. Это обусловлено тем, что оба эти научных направления ставят во главу угла среду в целом. «Возникновение энвайронментальной социологии не просто является результатом очередной специализации в рамках старой дисциплины, но отражает развитие нового направления, призванного помочь выходу из тупика, в котором оказалась западная социология. Все конкурирующие теоретические направления в западной социологии общи в своём антропоцентризме, основывающемся на парадигме «человеческой исключительности». Ядром же новой, неантропоцентрической парадигмы социологии является изучение взаимодействия между обществом и средой в целом». 22, 20

      Описывая иерархические природные сообщества, например, голубиную стаю, в которой всегда существует иерархия, биологи отмечают, что голуби клюют более слабых, те, в свою очередь, ещё более слабых, а самый слабый клюёт землю.15 Так и человек вымещает свои негативные эмоции на природе – срывая в раздражении растение, швыряя пустую бутылку на землю и тому подобное. Поэтому говорят, что экологические проблемы начинаются с социальных конфликтов. Поэтому социальная экология – прежде всего наука о социуме, социальное первично.

      Социальную экологию называют политической теорией, которая ставит целью отмену иерархичности в человеческом обществе. При этом спорным остаётся вопрос, отменяет ли это роль государства. Считается, что государство при этом сохранится. Основной тезис социальной экологии – желание доминировать над природой проистекает из социального доминирования человека над человеком. 23

      Среди отдалённых интересов социальной экологии – преступление и справедливость, социальное развития человека на протяжении жизненного цикла, воздействие физической среды на здоровье и человеческое поведение.

      С.М.Мягков считал, что социальной экологией изучается «возможность перехода стран и народов к устойчивому развитию». 13

      Социальная экология может быть как критически осмысленная социальная инженерия, социальное проектирование, дополненные новым содержанием. Она принадлежит 21 веку. Предпосылки – глобализация влияния человека, выразившееся в новом понятии «антропосфера». Это и развитие технологий с их глобальным влиянием на экологию. Это и гонка вооружений, результатом которой стало медленное (слишком медленное) осознание непоправимых последствий вооружённого противостояния, способное уничтожить большую часть человечества. Это и Интернет, хранилище знаний человечества и средство коммуникации. Это и успехи микробиологии, способной производить при некоторых усилиях искусственное питание, в таких количествах, чтобы раз и навсегда решить проблемы голода, а с другой стороны в своей милитаризированной части производящей на свет микробиологическое оружие. Даже при поверхностном взгляде, очевидно, что необходим новый социальный институт, который мягко регулировал бы зашедшие в тупик взаимодействия между отдельными индивидуумами, конгломератами людей, средой обитания. Это призвана сделать социальная экология.

      Воспитанием человека нового типа в СССР занимались:
- Коммунистическая партия,
- Система образования,
- Правоохранительные органы,
- Психиатрия,
- СМИ с жёсткой цензурой,
- Органы госбезопасности,
- Плановая экономика (в целом определявшая, куда направить трудовые ресурсы)
- Социальное страхование,
- Органы защиты Конституции,
- Статистика (как обратная связь)


      Социальная экология взаимодействует и включает в себя:
- Социологию,
- Религию,
- Экологию,
- Систему образования,
- Социальное страхование,
- Психиатрию,
- Правоохранительные органы,
- Социальную медицину, медицинскую географию, биоэтику,
- Интернет как свобода слова, саморегуляция,
- Рыночные отношения, маркетинг, рекламу,
- Институты по правам человека, защищающие Конституцию,
- Статистику.


      Социальная инженерия, социальное проектирование – состоящие из острых углов, а социальная экология – подобна им по роли, но более постепенная. «Острые углы» смягчает социология, экология, Интернет, которые исключают оценочное деление на «вредное» и «полезное» и объективно учитывают роль каждого явления, вклад и влияние; а также религия, социальное страхование.Социальная инженерия, социальное проектирование существовали в период плановой экономики. Социальная экология – это рыночные механизмы регулирования спроса и потребления, которые ближе к естественным процессам. Существует мнение исследователей 21 , что хотя человек продукт длительной природной эволюции, он сам создаёт неприродную среду, проявленную в развитии технологий и науки, образовании изменчивых социальных институтов, высоко символичной форме коммуникаций, создании городов. Плановая экономика – это взгляд на мир с точки зрения неприродной среды. В условиях плановой экономики и зарождались социальная инженерия, социальное проектирование.

      В настоящее время социальные проекты до своего воплощения в жизнь проходят строгую проверку общественным мнением. «Проблема желаемого состояния общества приобрела явные черты экофобии. Социальный проект не должен разрушить хрупкое равновесие в системах «человек-природа», «человек-человек» — эта концептуальная установка ведет к установлению экологически ориентированных параметров при оценке социальных проектов». 6

      В обществе существуют полярные взаимодействия между людьми: с одной стороны сострадание и сотрудничество, с другой – зависть и конкуренция. Осознанное социальное проектирование направлено на развитие сотрудничества. Хотя нередко, что первым проявлением результатов социального проектирования является повышение конкуренции. Соблюдать пропорциональное соотношение между сотрудничеством и конкуренцией призвана социальная экология. Сотрудничество проявляется через милосердие, конкуренция – через зависть. Важно поддержание баланса между ними для здорового существования общества.

      Пример: ежегодно на дорогах гибнет большое количество людей. Идёт конкуренция между пешеходом и водителем за право перемещения по городу, которая обостряется до поджогов личного транспорта. Социальная инженерия – создание более удобных для человека в управлении транспортных средств. Социальное проектирование – это ужесточение штрафов за нарушения правил дорожного движения. Социальная экология – исследование динамики мнений пешеходов и водителей о ситуации на дорогах. Следующий этап развития социальной экологии – предложения по повышению безопасности движения. Всё это делается уже сейчас, только нет осознания связанности процесса: конфликтная ситуация -> социальное проектирование -> социальная экология.

      Социальная экология включает в себя правовую экологию, биоэтику. Правовая экология призвана способствовать регулированию права на природные ресурсы и предотвращать конфликты на этой почве. Биоэтика содействует гуманизации социума и его взаимоотношений с природными объектами.



Список использованной литературы:



1) Бачинский Г.А., Социоэкология: теоретические и прикладные аспекты. АН УССР, Львовское отд. Ин-та экономики. Отв. ред. Э.В. Гирусов – Киев: Наук. Думка, 1991. – 152с.

2) Бганба В.Р. Социальная экология: Учеб. пособие – М.: Высш.шк., 2004 – 309с.

3) Горелов А.А. Социальная экология: Учебное пособие – М.: МПСИ: Флинта, 2004 – 608с.

4) Деларю В.В. Социальная экология и массовое сознание. – Волгоград: ВолгГАСА, 2000, - 204 с.

5) Комаров В.Д. Социальная экология: философские аспекты. Изд. «Наука», Ленинград, 1990г., 215 с.

6) Луков В.А. Тезаурусная концепция социального проектирования. http://www.zpu-journal.ru/gumtech/projection/articles/2007/Lukov/3/

7) Марков Ю.Г. Начала экологической философии: два аспекта бытия вещей. http://www.philosophy.nsc.ru/journals/philscience/4_98/03_MARKOV.htm

8) Маркович Д.Ж., «Социальная экология: Монография» - М.: Изд-во РУДН, 1997. – 436с.

9) Маркс К., Энгельс Ф., соч.Т.20, с.495-496

10) Мартышин О. В. «Политические взгляды Карла Поппера», журнал "ПРАВО И ПОЛИТИКА" №2,2000 http://www.elib.org.ua/politics/ua_readme.php?subaction=showfull&id=1096454354&archive=&start_from=&ucat=5&

11) Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. С.77-105 http://flogiston.ru/library/maslow

12) Монтескье Ш.Л., Избранные произведения; О духе законов, http://bookz.ru/authors/montesk_e-6arl_-lui/montes01/1-montes01.html

13) Мягков С.М. Социальная экология: этнокультурные основы устойчивого развития. М.: НИиПИ экология города, 2001, 190 c.

14) Поппер К., «Открытое общество и его враги», Изд. Международный фонд “Культурная инициатива”, Москва , 1992, Soros foundation USA, Перевод В.Н. Садовский http://www.philosophy.ru/library/popper/01.html

15) Правоторов Г.В. Зоопсихология для гуманитариев. Учебное пособие. – Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 2002.- с.168

16) Ремизов И.Н., Чистяков В.И., «Краткий социально-экологический словарь», Краснодар, изд. дом. «Краснодарские известия»

17) Соломина С.Н. Взаимодействие общества и природы, М., 1982, с.166

18) Тощенко Ж.Т. Социология: Общ. курс. М.: Прометей, 1994. С. 319.

19) Ядов В.А. Социология в России. http://society.polbu.ru/yadov_sociology/ch135_all.html

20) Яницкий О.Н. Экология города. Зарубежные междисциплинарные концепции. Изд-во «Наука» М., 1984, 240 с.

21) Bookchin M. What Is Social Ecology? http://dwardmac.pitzer.edu/Anarchist_Archives/bookchin/socecol.html

22) Catton W.R., Dunlap R.E. Environmental sociology: A new paradigm: - American sociologist, 1978 vol.13 N2 p.41

23) Graham R. Reinventing Hierarchy: The Political Theory of Social Ecology. Anarchist Studies. Volume 12, Number 1, 2004 http://democraciaparticipativa.net/mambo/content/view/89/27

 

Социальные отношения в своём развитии отстают от научно-технического прогресса. Не сформировались пока в полной мере социальные институты, которые способствовали бы их развитию. С точки зрения качества жизни прогресс технологий не самоцель и не делает человека счастливым. Глобальные вызовы эпохи, обусловленные возросшей ролью человека и его влиянием на окружающую среду, требуют от социума консолидации усилий в достижении внутренней гармонии. Человек изменяет не только природную среду, но и социальную среду. Эргономика, социальная инженерия способствуют достижению лучшего взаимодействия человека и техники. Социальное проектирование способствует рачительному использованию ресурсов. Социальная экология призвана объединить все достижения социального развития общества для гармонизации взаимоотношений внутри социума и в экосистеме.

      Социальная инженерия, социальное проектирование – продукт 20 века, когда массовая индустриализация и механизация сельского хозяйства как объективная предпосылка социальной перестройки вызвала массовое перераспределение населения из аграрного сектора экономики в промышленность. Историческая фраза советской эры о том, что при этом надо изжить у крестьянства мелкособственнические пережитки стоила последним огромного потрясения – раскулачивания. С другой стороны происходила урбанизация приток больших ново-урбанизированных масс требовал более плотного заселения, других методов обеспечения потребностей, названных «распределением благ». Маркетинг и торговля были сведены к доставке продукции и жёстко регулировались. Продажа по рыночным ценам называлась «спекуляцией». Советская власть пыталась воспитать у «народных масс» аскетическое отношение к потребностям, которые подразделялись на «материальные» и «духовные», при этом, несмотря на материалистическое мировоззрение, первичными объявлялись духовные потребности, а материальные существенно принижались и минимизировались. Благо коллектива объявлялось большей ценностью, чем индивидуального человека.

      В тоже время на западе А.Маслоу составил иерархию потребностей человека, из которой следовало, что духовные потребности могут появляться только после того, как удовлетворены базовые потребности. Это легло в основу западной теории мотивации и поведения потребителей. 11

      Под социальной инженерией понимают прикладную социальную науку, ставившую целью изменение поведения и установок людей; адаптацию социальных институтов к изменяющимся условиям и др. Термин «социальная инженерия» появился только в 1960-ые годы, хотя существовала она на западе ещё до второй мировой войны в рамках «человеческой инженерии», призванной использовать научные данные об особенностях человеческого организма при конструировании эргономичных машин и механизмов. Многие выказывают озабоченность возможным злоупотреблением социальной инженерии и приводят пример нацистской Германии.

      Критическому осмыслению социальной инженерии посвящал свои труды Карл Поппер. Поппер говорит об «“утопической социальной инженерии”, стремящейся преобразовать всё общество в соответствии с определённым планом и носящей государственный характер. Поппер анализирует два образца утопической инженерии: Платон (статический вариант, сохранение старых устоев общества или возврат к ним) и Маркс (динамический вариант с полным преобразованием основ общества)». 10

      Поппер выступает против широкомасштабных экспериментов социальной инженерии, опровергая тезис сторонников утопической инженерии, что иначе не будет достигнут видимый результат. Он утверждает: «На самом деле мы постоянно проводим такие эксперименты. Введение новой формы страхования жизни, новых налогов, новой реформы системы уголовного права — все это социальные эксперименты, влияющие на все общество, но не перекраивающие его». Поппер приводит фразу платоновского «Сократа» ««Взяв, словно доску, государство и нравы людей, они сперва очистили бы их, что совсем нелегко». Он говорит, что такая точка зрения на создание прекрасного общества в итоге приводит к величайшим трагедиям, к тому же «нереалистично и бесплодно». Так в России «После экономического краха, к которому привело очищение холста в виде так называемого «военного коммунизма», Ленин ввел «новую экономическую политику» — фактически своего рода попытку осуществить постепенные социальные преобразования, хотя и не сформулировав в явном виде ее принципы или технологию. Он начал с восстановления большей части фрагментов картины, которая была уничтожена ценой огромных человеческих страданий. Вновь были введены деньги, рынок, разница в доходах и частная собственность, на время даже частное предпринимательство в производстве, и лишь после восстановления этой основы начался новый период реформ». 14

      В настоящее время в обиходе термин «социальная инженерия» приобрёл негативную окраску, под ней понимают несанкционированный доступ к информации без использования технических средств.

      Социальное проектирование — это «специфическая деятельность, связанная с научно обоснованным определением вариантов развития новых социальных процессов и явлений и с целенаправленным коренным изменением конкретных социальных институтов». 18

      Ш.Монтескье писал, что всем законам человеческого общества предшествуют законы природы. 12

      Маркс и Энгельс говорят о том, что факты напоминают нам – мы не властвуем над природой, «всё наше господство над ней состоит в том, что мы, в отличие от других существ, умеем познавать её законы и правильно их применять». 9

      Термин «социальная экология» появился ещё в начале 20 века в работах Р.Е.Парка и Е.В.Берджисса и интересовало исследователей прежде всего – процесс планирования и развития больших городов. 8

      Д.Ж. Маркович указывает на то, что социальная экология – молодая наука, появившаяся вслед за экологией человека и часто ошибочно определяемая аналогично экологии человека в отношении её предмета и методов.

      И, действительно, целый ряд исследователей подменяют предмет социальной экологии и смешивают её с экологией человека. Философ Ю.Г.Марков отмечает, что неправомерно смешивать социальную экологию и экологию человека, говоря: «Это все равно, что смешивать аутоэкологию (экологию особи) с синэкологией (экологией популяций, сообществ). Экология человека – это экология человеческой особи, т.е. наука об условиях существования индивида, тогда как экосоциология или социальная экология – это экология человеческих популяций, обществ, т.е. наука об условиях существования социальных систем». 7

      Говоря о социальной экологии, отмечают определяющую роль общественного строя по отношению к характеру природопользования. 16 Появляется новый термин Антропосистема, который хотя и отражает влияние человека на окружающую среду, тем не менее далёк от лысенковщины, которая, опираясь на идеологические постулаты и политические институты собиралась изменять законы природы.

      Социальную экологию рассматривают как теорию о путях и принципах преобразования человеческой деятельности в соответствии с объективными требованиями законов саморегуляции биосферы. Полагают 1, что социоэкология включает в себя:
- Экологию человека,
- Социоэкологическое право,
- Экономику природопользования,
- Геоэкологию,
- Экологию,
- Инженерную экологию


      Объектом социальной экологии считают 5 взаимодействие общества и природы, которое методологически конкретизируется в отношении «общество – человек – техника - природная среда». В.Р. Бганба также придерживается подобного мнения. 2 В.Д. Комаров обращает внимание на социально-экологическое прогнозирование и считает возможным предотвращение стихийных бедствий.

      Социальную экологию рассматривают и как науку, изучающую экологические движения. Так, В.В.Деларю отмечает, что в настоящее время в России наличествует экологический бум. Существует проблема внушаемости населения в вопросах экологии. 4

      От социальной экологии также ожидается формирование у социума нового образа мышления. А.А.Горелов отмечает, что существует агрессивно-потребительская структура личности, сформированная в условиях потребительской цивилизации. «Философ Ницше выразил суть такой цивилизации – волю к власти, экономист А.Смит сформулировал её экономические интересы – производить как можно больше товаров, психолог Фрейд определил, что её желания коренятся в подсознании человека». Ей противопоставляется любовно-творческая структура личности. «Её составляющими являются милосердие античной философии, ахимса индийской культуры, нравственный гуманизм Конфуция, творческий гуманизм Возрождения», в современную эпоху – Л.Толстой и М.Ганди. 3

      Есть мнение, что предмет социальной экологии – ноосфера, процессы её формирования и функционирования и одновременно – конструирование идеальных отношений общества и природы. 19 С.М.Соломина считает, что предметом социальной экологии является изучение глобальных проблем человечества: проблемы энергетических ресурсов, ликвидации массового голода и социальных болезней и др. 17 Слова С.М.Соломиной в большей степени можно отнести к экосоциологии, основанной на западе Чикагской школой человеческой экологии, созданную в период изучения адаптации новой волны иммигрантов из Европы. Экосоциология изучает глобальные процессы, их влияние на социум на локальном уровне. Интернет – одно из составляющих процесса глобализации, поэтому экосоциологией, в частности, изучается взаимодействие между виртуальным и реальным сообществами.

      Начиная с В.А.Ядова, российские социологи и философы объединяют социальную экологию и экосоциологию в единое целое. Это обусловлено тем, что оба эти научных направления ставят во главу угла среду в целом. «Возникновение энвайронментальной социологии не просто является результатом очередной специализации в рамках старой дисциплины, но отражает развитие нового направления, призванного помочь выходу из тупика, в котором оказалась западная социология. Все конкурирующие теоретические направления в западной социологии общи в своём антропоцентризме, основывающемся на парадигме «человеческой исключительности». Ядром же новой, неантропоцентрической парадигмы социологии является изучение взаимодействия между обществом и средой в целом». 22, 20

      Описывая иерархические природные сообщества, например, голубиную стаю, в которой всегда существует иерархия, биологи отмечают, что голуби клюют более слабых, те, в свою очередь, ещё более слабых, а самый слабый клюёт землю.15 Так и человек вымещает свои негативные эмоции на природе – срывая в раздражении растение, швыряя пустую бутылку на землю и тому подобное. Поэтому говорят, что экологические проблемы начинаются с социальных конфликтов. Поэтому социальная экология – прежде всего наука о социуме, социальное первично.

      Социальную экологию называют политической теорией, которая ставит целью отмену иерархичности в человеческом обществе. При этом спорным остаётся вопрос, отменяет ли это роль государства. Считается, что государство при этом сохранится. Основной тезис социальной экологии – желание доминировать над природой проистекает из социального доминирования человека над человеком. 23

      Среди отдалённых интересов социальной экологии – преступление и справедливость, социальное развития человека на протяжении жизненного цикла, воздействие физической среды на здоровье и человеческое поведение.

      С.М.Мягков считал, что социальной экологией изучается «возможность перехода стран и народов к устойчивому развитию». 13

      Социальная экология может быть как критически осмысленная социальная инженерия, социальное проектирование, дополненные новым содержанием. Она принадлежит 21 веку. Предпосылки – глобализация влияния человека, выразившееся в новом понятии «антропосфера». Это и развитие технологий с их глобальным влиянием на экологию. Это и гонка вооружений, результатом которой стало медленное (слишком медленное) осознание непоправимых последствий вооружённого противостояния, способное уничтожить большую часть человечества. Это и Интернет, хранилище знаний человечества и средство коммуникации. Это и успехи микробиологии, способной производить при некоторых усилиях искусственное пит… Продолжение »

Конструктор сайтов - uCoz