|
Перспективы развития. - Электронная коммерция (и реклама в Сети, как частный её случай) в России, безусловно, развивается и приобретает все более цивилизованные формы.
- Интернет предоставляет возможности для успешной интеграции России в международные бизнес-процессы. Кроме "естественных преград" - языковой среды и "искусственных преград" - законодательной базы, других границ в Интернете не существует. Развитие технологий в России даже сейчас вполне позволяет успешно продвигать отечественные товары/производителей…
- Большое заблуждение, считать что влияние Интернета на развитие социальных- и бизнес-процессов имеет некую "линейную зависимость" от количественных характеристик числа пользователей Интернета в России.
С точки зрения социологии науки (Томас Кун, "Структура научных революций"), развитие науки можно рассматривать как революционную смену парадигм. Появление Интернета - это очередная "научная революция", его влияние на общество не подчиняется количественным законам постепенного (кумулятивного) эволюционного развития.
Пример: для истории прогресса не важно, сколько человек могло связно сказать несколько фраз о технологии получения электроэнергии, строительства железных дорог, устройстве телевизора в тот момент, когда они только появились или даже сейчас. Какой бы ни была осведомленность о принципах, плодами развития цивилизации пользуются все, несмотря на уровень благосостояния или образования. |
Существуют и другие теоретические концепции, например, кибернетическая школа ('cybernation school', Майкл), утверждающая, что с дальнейшим развитием автоматизации облик общества будет кардинально изменен. Появление e-commerce, - это, прежде всего, новая философия продаж. Это только и не только и не столько новое средство маркетинга, сколько принципиально новые законы маркетинга, которые в обобщенном виде можно сформулировать как: - ускорение жизненных циклов товаров
(сокращаются временной интервал от появления нового товара до его массового использования); - возможность формирования обратной связи между производителем и потребителем (возрастание роли коммуникации между первым и вторым, - cybernetic analogy, Спенсер);
- большее влияние микропроцессов на макропроцессы (интеракции на уровне отдельных индивидов влияют на макропроцессы, - interactionism);
- зарождение "вирусного маркетинга", - распространение ценностей по законам эпидемии (диффузия ценностей, - Жан Бодрийяр); [globalisation, Пол Хирст] - интернационализация экономики; , а целей (идей, - Макс Вебер); " (niche markets), требующих от производителя особых, специально разработанных под данный тип потребителя, товаров взамен массовых рынков;
- сокращение цепочки между товаропроизводителей и потребителем и изменение роли посредничества (замещение посредников на "консультантов").
- глобализация
- преобладающая роль не средств (материальных ценностей
- возрастание роли "нишевых рынков
Разница между "старым" и "новым" типом маркетинга такая же, как между мелодией шарманки (клонирование массового/конвейерного производства) и полифонией (воспроизведение одной и той же темы, каждый раз узнаваемой, но видоизмененной.
Кроме коммерческой составляющей Сети, хотелось бы кратко отметить и другие: - Роль Интернета (как медиа-средства) в процессе формирования более "правдоподобного" имиджа России для западной аудитории и наоборот (взаимообогащение культур вместо противопоставления).
- Интернет - хороший объект и, одновременно, инструмент анализа (моделирования общественных процессов).
Еще один интересный аспект - сравнения схем обыденного сознания и схем экспертов. Схемы экспертов в целом оказываются более когнитивно компактными (парадокс эксперта). В тоже время, отмечалось, что среди пользователей Интернета преобладают специалисты-эксперты различных отраслей бизнеса.
Проблемы. В настоящий момент существуют отдельные факторы, препятствующие развитию электронного бизнеса в России. Ниже перечислены некоторые из них.
Законодательная база:- Неопределенность формулировок Федерального закона РФ "О рекламе":
a) "Общие требования к рекламе" (Ст.5) утверждают, что "Реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств…" Это трудно применимо в случае с интернет-рекламы, которую без использования технических средств распознать довольно затруднительно. Напрашивается вывод: если распознавать без применения специальных знаний и средств нет возможности, - это как бы и не реклама вовсе. Хотя, далее в "Общих требованиях" уточняется: "… независимо от формы или от используемого средства распространения". Конечно, хотелось бы иметь такую рекламу, которая и от средств распространения вовсе не зависит, но, - "пусть нас научат…" Скорее всего, форма и средства распространения будут прямо влиять на возможность распознания рекламы (и иметь свои отличительные черты для каждого медиа) без применения технических средств и/или с их использованием. b) Далее, Ст.32: "если международным договором РФ установлены иные правила о рекламе, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора". В связи с вполне международным характером Интернета, возможно, было бы разумнее применять во всех случаях именно правила международного договора. Прежде всего, это имеет значение для создания благоприятных условия для успешной интеграции товаров и услуг отечественных производителей на мировом рынке.
-
- Неразвитость электронных платежей (как следствие предыдущего).
- Налоги.
- Существующие ограничения для включение расходов на рекламу в состав затрат, относимых на себестоимость продукции.
Это ограничение затрагивает, прежде всего, отечественных производителей, а в еще большей степени сказывается на производстве новых товаров, которые только начинают осваивать рынок. Известно, что на разных стадиях жизненного цикла одного и того же товара либо услуги, интенсивность рекламных кампаний изменяется. Максимальные усилия требуются для вывода новой продукции. Себестоимость продукции в момент создания новой линии также максимальна. Минимум того, что можно было бы учесть, - это льготы для новых брэндов.
Для интернет-рекламы как одной из форм e-commerce узким местом являются также различия в терминологии, принятой при описании аудитории "обычных" и "сетевых" СМИ, а также для оценки эффективности рекламных сообщений.
Из других причин, осложняющих развитие e-commerce в России можно отметить относительная малочисленность (если сравнивать с тем, что имеет место быть в отношении "западных" серверов) российской аудитории сети и эпизодический характер её исследования. Первая проблема, - отчасти искусственная, скорее, по сложившейся традиции измерения размера рынка по территориальному принципу. Низкий penetration Интернета в России означает лишь то, что преимущества в этом плане имеют товары и услуги, которые могут пользоваться спросом и в мировой (глобальной) Сети. Исследования аудитории сети Интернет в России постепенно принимают все более структурированный вид: начиная с 2000 года, идет постепенное сближение онлайновых и офф-лайновых методов опроса. Первым положительным примером такого синтеза можно назвать Фундаментальное интернет-исследование "Интернет в России", проведенное совместно НИС страна.RU и Фондом "Общественное мнение" в конце 2000 г. В настоящий момент развитие e-commerce в России ограничено небольшим количеством пользователей. “Для того, чтобы Интернет стал привлекательным для бизнеса и рекламодателей, необходимо 20% охвата населения” (Petra Gartzen, DataQuest) Если год - два назад наблюдался, практически, линейный рост количества пользователей, то сейчас процесс замедлился и приближается к плато. Без дополнительных усилий со стороны технологических компаний (производителей Hardware и Software), internet-penetration увеличиваться в России, видимо, не будет. Возможные причины: - материальные (сейчас количество пользователей Интернета не может превышать число владельцев компьютеров, поэтому сколько бы не снижалась стоимость абонентской платы за подключение к Интернету, это мало влияет на количество подключенных пользователей) - необходимость предварительного обучения навыкам работы на компьютере. И здесь актуальная проблема - снять психологический барьер ("это не для меня") у потенциальных пользователей. В экономически развитых странах эта проблема решается (точнее, ее пытаются решать) путем дополнения ставшей привычной бытовой техники новыми функциональными возможностями (ТВ + Интернет, Мобильные телефоны + Интернет).
Для e-commerce в России характерно преимущественное развитие сфер бизнеса, ориентированных не на конечных потребителей, а на партнеров. То есть, в настоящий момент более оправдано скорее развитие проектов B2P (business-to-partners), B2B (business-to-business), чем B2C (business-to-customers). B2G (business-to-government) проектов практически не существует в явном виде. Социально-значимые проекты зачастую держатся исключительно на энтузиазме владельцев. Можно было бы принять во внимание опыт других стран в отношении использования технологий Интернета для создания социально-значимых проектов. Пример: создание онлайнового бюро по трудоустройству в Дании (заказчик - Датское правительство).
- Отсутствие (только проекты) законов "Об электронной цифровой подписи", "Об электронных сделках", электронной торговле.
В то время, как в мировой практике все большее распространение получает борьба за привлечение капиталов, путем уменьшения налоговых сборов ('harmful tax competition'), в российской практике что-то препятствует применению такого средства привлечения инвестиций. Вопросами международного регулирования налоговых законодательств различных стран занимается Комитета по финансовым вопросам при Организации по экономической кооперации и развитию (OECD) , но Россия не входит в число челнов этой ассоциации. http://www.e-commerce.ru/selection/rus/index.asp?p=24#1 Довольное распространенное явление, - льготное налогообложение интернет-проектов, вплоть до создания "пространства, свободного от налогов", как, например, Dubai Internet City ; "The Moscow Times" от 29.11.00, 'Russia to Catch Up On Internet Tax Law').
Примеры. Трудоустройство/Кадровые Агентства. Долгое время существовали только проекты подобные доскам бесплатных объявлений. Бесплатность создавала свои проблемы, например, трудности содержания штата сотрудников, которые занимались бы проверкой объявлений. Пример: проект www.job.ru (Демос-Интернет - первоначальный создатель и владелец). Стихийно возникали "нелегальные агенты" (т.е. действовавшие без уведомления владельцев сайта), которые размещали для "жителей офф-лайна" объявления о поиске работы (социальная роль проекта)
Туризм В 99 году многие туристические компании создавали собственные сайты, и в тот момент можно было даже характеризовать эту сферу бизнеса как одну наиболее "приобщившихся" к Сети. Но, для развития e-commerce в сфере туристических услуг критическим оказывается кол-во пользователей сети. Лучше себя чувствуют B2B/B2P-проекты, поскольку организация продаж индивидуальным клиентам (B2C-проекты) может быть оправдана только при ориентации на обслуживание VIP-клиентов. Получили распространение системы бронирования гостиниц/отелей, путевок, автотранспорта, но это, как правило, только предварительное бронирование, т.е. в он-лайне возможно только заполнение формы заявки, все остальное делается традиционными офф-лайновыми способами.
|
Интернет-реклама как частный вид e-commerce Одним из перспективных направлений также представляется развитие B2B проектов, предоставляющих возможность бронирования рекламных площадей и облегчающих процесс согласования сроков размещения рекламы с использованием интернет-технологий. Причем, такого рода проекты не ограничиваются только сетевой рекламой, но применимы для организации продаж рекламных мест в любых СМИ. Сейчас возможность создания, а скорее даже, функционирования таких проектов ограничивается несколькими причинами. Кроме тех, что упоминались ранее (законодательство, налогообложение, отсутствие условий для осуществления платежей), существуют также небольшие сложности с использованием единой терминологии и методов измерения-оценки аудитории в различных СМИ. Если немного упростить , то можно условно разделить всех участников рекламного рынка в Сети на:
- "провайдеров" рекламных площадей
- предоставляющие рекламные площади и сотрудничающие с РА для реализации их конечным клиентам; - "продавцов/селлеров"
- рекламные агентства (clients oriented), работающие с конечными клиентами, т.е. продающие рекламу (Рис.1).
Баннерные сети и ISP (интернет-провайдеры) занимают промежуточное положение между продавцами и покупателями, хотя ближе, скорее, к роли поставщика - "провайдера" рекламных площадей (все зависит от конкретной ситуации). б) Другая особенность, - формирование вокруг интернет-проектов ядра офф-лайновых сообществ. Такие сообщества могут стихийно/или не совсем стихийно зарождаться вокруг тематических конференций, чатов, игровых серверов, дискуссионных листов рассылки (e-mail), конференций fido и просто интересных тематических контент-проектов. в) Существуют возможности использования других интерактивных форм рекламы с применением интернет-технологий. - Часто высказывалось недовольство тем, что радиостанции, особенно в российской провинции, очень часто используют mp3-файлы (аудиозаписи), распространяемые через Интернет без внесения в них каких-либо модификаций. Опыт безуспешной борьбы с нелегальным распространением аудиозаписей (не столько в России, сколько в глобальной мировой сети) доказывает бесполезность таких попыток. С другой стороны, компенсацию морального и материального ущерба авторам произведений могли бы осуществлять создатели и распространители mp3-файлов, включая рекламный блоки в эти файлы и используя полученные от рекламодателей средства для выплаты вознаграждения авторам хитов. Сейчас нелегальность распространения mp3 не позволяет решить проблему на взаимовыгодной основе.
- Аналогичная ситуация складывается вокруг распространения нелегального программного обеспечения. Покупка легального софта практически невозможна для типичного россиянина - домашнего пользователя компьютера. Даже для владельцев малого бизнеса это не всегда по карману.
Эти затраты могут быть возложены на рекламодателей, если, с одной стороны, вместо запрещения и преследования распространителей нелегального софта, возложить на них обязательства по выплате компенсации за счет средств, полученных от размещаемых рекламных блоков. Сейчас эти рекламные возможности/средства не используются ввиду нелегальности бизнеса. Другой вариант - это предоставления возможности аренды (совместного использования) программ, установка которых индивидуальному пользователю не по карману.
Дополнительные комментарии. Большинство проектов, в развитие которых вкладывают инвестиции, - это e-commerce сайты, например - e-shops. В тоже время, вполне очевидно, что, без значительного увеличения количества пользователей в России, создание интернет-магазинов, ориентированных на российских покупателей, скорее всего, пока не имеет под собой реальной почвы. На самом деле, социальная роль интернет-проектов, гораздо существеннее, чем коммерческая, и при оценке проектов с точки зрения коммерческой составляющей чаще не учитывается. В настоящий момент, в российском секторе Интернета часто копируются бизнес-модели успешных западных сайтов. При этом упускается из виду наличие (российской) специфики: если для запада на первом месте стоит коммерция, то в России, - коммуникация и образование.
Первоочередную роль коммуникации для жизнеспособности общественных систем отмечал Спенсер ('кибернетическая аналогия'). По его мнению, коммуникация, осуществляемая специальными элементами, обеспечивает систему обратных связей, необходимых для адаптации элементов к изменению условий и предотвращения "поломок".
|