Интернет как новая социально-экологическая среда:
О.Демир, май 2001г.
оппонирование ст. Войскунского А.Е. Семинар Российской сети информационного общества
|
|
Обращаясь к вопросу о возникновении новой социально-экологической среды с появлением Интернета, стоит упомянуть предпосылки обоснования этого тезиса. С точки зрения социологии науки [Кун Т. (5)], развитие науки можно рассматривать как революционную смену парадигм. Появление Интернета - это очередная "научная революция", его влияние на общество не подчиняется количественным законам постепенного (кумулятивного) эволюционного развития. Естествоиспытатели, например, Дана еще в конце прошлого века говорили о скачкообразном развитии центральной нервной системы в процессе эволюции ("цефализация", термин Дана) [цит. по Вернадскому В.И. (3)]. С другой стороны, существуют теоретические концепции, например, кибернетическая школа ('cybernation school'), утверждающая, что с дальнейшим развитием автоматизации облик общества будет кардинально изменен и подчёркивание первоочередной роли коммуникаций (создающих систему обратной связи) для жизнеспособности общества. Вернадский отмечает роль человечества как фактора, преобразующего геологические оболочки Земли. Французский математик и философ Е. Ле-Руа вводит понятие 'ноосфера' - антропоморфная оболочка Земли (составлено из греческого "ноос" - разум и "сфера"). Взгляды В.И.Вернадского и Е. Ле-Руа о существовании ноосферы разделял Тельяр де-Шарден [Вернадский В.И. (3)]. Точка зрения Макса Вебера (2) (14) (15) о главенствующей роли идей, а не материальных сил как двигателя социальных изменений в обществе (как антитеза представлений Маркса) находит развитие в трудах Я.Л. Морено (8), утверждающего, что экономическая прибавочная стоимость лишь частный случай социодинамического закона: социодинамический эффект возникает из "бытия друг с другом" ('фактор теле', создающий прибавочную стоимость). Наиболее соответствуют природе Интернета как новой социально-экологической среды существования теоретические
Таким образом, с появлением Интернета, была создана новая социально-экологическая среда со своими особенностями, прежде всего, коммуникативных процессов которые можно признать основным фактором развития и существования этой антропогенной среды. Изменяются формы самопрезентации, - 'внешняя' (посредством имени, облика личности, движений, диалекта) подменяется 'внутренней' (ник, действия, письменная речь). Претерпевают трансформацию и цели коммуникации: "Общение теперь не сам разговор, а то, что заставляет говорить. Информация - не знание, а то, что заставляет знать. Вспомогательный глагол "заставлять" указывает на то, что речь идет именно об операции, а не о действии" [Бодрийяр Ж.(1)]. Говоря о процессе коммуникации в данной среде, отмечается частичная подмена реальных потребностей симулякрами [Бодрийяр Ж. (1)]. Логично предположить, что чем более 'базовыми' (в классификации Маслоу) являются потребности, тем больший дискомфорт вызывает подмена реального виртуальным.
Негативная мистификация Интернета. Под 'негативной мистификацией' здесь и далее подразумевается преувеличение роли и масштабов отрицательного воздействия на отдельных индивидуумов и преуменьшение значения положительного влияния на социальные процессы в обществе. К таким преувеличенно акцентируемым темам следовало бы отнести: вирусы, ошибка 2000 года, хакеры, интернет-зависимость и др.
"Взаимодействие посредством Интернета приобрело все необходимые качества и свойства социальной реальности: в этой реальности образуются сообщества со специфическими социальными структурами, правилами и нормами взаимодействия (вместе с системой наказаний за их нарушение), стабильными отношениями между членами сообществ, оригинальными процедурами инициации новичков, способами формирования идентичности и выработки групповых ценностей. Причем сообщества образуются привычным путем, а именно в ходе вербального взаимодействия. Поэтому настаивать на Интернет-аддикции было бы равносильно утверждению, что люди проявляют "патологическую" зависимость от общения и сотрудничества с другими людьми." [Войскунский А.Е. (4)] В отношении перечисленных в статье разновидностей Интернет-аддикции, спорным является утверждение о негативном характере некоторых из перечисленных феноменов: пристрастию к программированию, узнавание нового в процессе электронного бродяжничества, поиск социальных контактов в сети. Говоря о "кибер-отношениях" с точки зрения интернет-аддикции, подразумевают чаты и близкие к нему виды коммуникации (в форме разговорной речи). Здесь стоит вспомнить об уместности термина "кибер-отношения", поскольку, существуют (получают распространение) чаты с искусственным интеллектом. В таком варианте псевдо-коммуникации, возможно, правильнее говорить о саморефлексии/самопознании участника, поскольку социального контакта фактически не происходит (см. Тест Тьюринга). Примеры специальных чатов с 'искусственным интеллектом': Chatbot к фильму Спилберга [Steven Spielberg 'Artificial Intelligence']. В случае, если коммуникация с реальными людьми имеет место, интернет-общение следовало бы типологизировать в зависимости от формы коммуникации и скорости обмена информацией, средств её доставки, причинам общения (иерархии потребностей, которые удовлетворяются в процессе коммуникации) и рассматривать каждый тип коммуникации индивидуально. Средства коммуникации
Расширяется само понятие коммуникативного процесса. Пользователи сети находятся в постоянном коммуникативном мэйнстриме: даже простой заход на страницу сайта - это уже процесс коммуникации, посетитель, как актер с немой ролью, одним фактом загрузки страницы (появления на сайте) вступает в коммуникацию (сообщает о своем местопребывании, часовом поясе, языке, …). Изменение языковых форм общения. Как отмечает Naomi Baron [цит. по Reid E. M (13)], при анализе интеракций исходят из парадигмы face-to-face коммуникации двух людей, к тому же предполагается, что любые коммуникативные контакты (например, посредством телефона или обычной почты) предваряются физическим контактом. E. Reid выделяет отдельно Computer-Mediated Communications Systems (CMCS's), использующие компьютеры и телекоммуникационные сети для создания, хранения, доставки сообщений. Она выделяет 3 базовых типа систем коммуникации: e-mail, новостные группы (news), чаты. При этом она объединяет e-mail и news в группу асинхронных коммуникаций, в то время как чаты - синхронная коммуникация. Соответственно, для синхронной (по времени) коммуникации свойственна некодифицированная речь и большая 'свёрнутость'/сжатость разговорных конструкций. Тезисность изложения, которая часто принимается за разорванность речи объяснется особенностью языкового общения в сети и потребностью выразить в сжатой форме мысль. Достаточно известный факт из области интернет-маркетинга, что длинные сообщения в сети не воспринимаются (например, - сообщения по электронной почте длиной более одного экрана). Еще больше краткость высказываний выражена в чатах, где отрывочность и незаконченность фраз часто объясняется плохой связью (особенно для пользователей dial-up). Кроме того, разные i-community характерезуются своебразием узусов (т.е. общепринятым употреблением слова или фразеологического оборота), объединяющих социальную группу. Таким образом, в процессе интернет-коммуникаций, изменяются характер межличностных связей, языковые формы/формы самопрезентации, трансформируются цели коммуникации.
Библиография
|