А.Маслоу, создавая свою иерархию потребностей, упускал из пристального рассмотрения, что даже базовые потребности, их удовлетворение, предполагают активность личности. Как в йоге и диетологии говорят: «Завтрак должен быть заслужен», т.е. прежде чем позавтракать нужно сделать утреннюю гимнастику. «Заслужен» - это не только совершаемая взрослым работа, но и что-то как кредит, дающийся ребёнку, даже младенцу, то, что он отплатит родителям и/или государству когда подрастёт. Нарциссизм («я, мои потребности – важнее всего») – нарушение социальной нормы.
Также потребности необходимо подразделять на частные и общественные. Так, некоторые циркадианные ритмы даже сине-зелёных водорослей, цианобактерий намного превышают длительность жизни одной особи, что уж говорить о человеке. Удовлетворение потребности в  демократии и равенстве возможностей потребовало смены десятка поколений. Даже базовые потребности могут быть не частными, а общественными, например, для беременной и кормящей матери, что обусловливает такие социальные пособия как «материнский капитал».
Вся жизнь человека – это созидательная деятельность для удовлетворения потребностей.

Левин К. «Теория поля в социальных науках» приводит формулу:
Поведение (B) есть функция (F) состояния человека (P) и состояния его среды (E)

B = F (P, E)
L Sp – life space
B = F (L Sp)?
F – так называемый закон
Иными словами, P – потребность человека,
E – потребность среды по достижению равновесия, по защите своего пространства от враждебных факторов, гомеостазу.
Синдромом Кандинского-Клерамбо назвали состояние в ситуация, где человек подчинается внешним силам в виде галлюцинаций, как правило, творческой фантазии, которую пытается фиксировать, и/или сам влият, корректирует эти силы.

Для обозначения среды обычно используют слово «ситуация» или «психологическое жизненное пространство».
Томас отмечает, что «любому акту самоопределения поведения всегда предшествует стадия исследования и обдумывания – определение ситуации».
Ситуации, определённые как реальные, реальны по своим последствиям.
Состояние декомпенсации, приводящее к психозам, обусловлено травмирующей ситуацией, исследование и обдумывание которой зацикливается, как в программировании, когда забывают поставить точку и весь компьютер «зависает».

Стоун и Фаберман указывают, что «человек отвечает не на некоторое объективно данное окружение, но вместо этого на символическую трансформацию этого окружения». В состоянии декомпенсации символическая трансформация сильно отличается от среднего, что вызывает конфликт с окружающими и госпитализацию. Но ведь откуда-то берётся эта индивидуальная, отличная от среднего символическая трансформация. Что это, память об исчезнувших культурах и традициях? Или наоборот, социальные инноваторы, неофиты? Было бы интересно рассмотреть психозы с этой точки зрения, пополнить карту бессознательного человечества.

В этнометодологии, квазиэксперементальных полевых исследования, нормальные социальные ситуации разрушаются, бросая вызов привычным правилам и тем самым вскрывая их.
Пример (Гарфинкль):
Субъект: Привет, Рэй! Как поживает твоя девушка?
Экспериментатор: Что значит: как поживает? Что ты имеешь в виду? Здоровье физическое или состояние духа?
Субъект: Ничего не имею… Спрашиваю, как поживает… Что с тобой происходит? (Смотрит удивлённо)
Экспериментатор: Ничего. Так объясни всё же, что ты имеешь в виду?
Субъект: Ладно, брось… Как дела на факультете?
Экспериментатор: Что значит: как дела?
Субъект: Ты сам понимаешь, что это значит.
Экспериментатор: Но я действительно не понимаю.
Субъект: Что с тобой? Ты нездоров?

Этогеника выступала против этнометодолгических подходов. В ней центральным понятием был «эпизод».

В общественной системе с господством авторитарной личности (К.Леивн – K.Lewin):
1) поиск «козла отпущения»
2) подчинение авторитетам
3) открытая враждебность
В авторитарных недемократических обществах психически больные часто берут на себя роль «козла отпущения», каясь в том, что не совершали.

К.Хекхаузен говорил о «личностной детерминации действия», что человек избегает среды, меняет её.
А.Росс, Р.Нисбетт указывают на три заблуждения субъективной интерпретации ситуации:
1) не осознают, что понимание внешнего – результат активного психического процесса;
2) не осознают изменчивость субъективной интерпретации;
3) не осознают объективные факторы ситуации, склонны переоценивать быстро человека, но очень медленно переоценивать ситуацию. Так, человек, получивший в ситуации стигму «псих», затрачивает много сил и времени доказать, что дело не в нём, а в ситуации.

С 1960-ых субъективная ситуация – важнейший объект исследования. Накопленный до того материал не давал возможность прогнозирования поведения.

Три разновидности ситуаций (А.В.Филиппов, С.В.Ковалёв):
1) ситуации-системы (баланс);
2) ситуации-отношения борьбы (развитие);
3) ситуации – случайные связи между событиями (бифуркация)
Участие психически-отличного в ситуация повышает степень случайных связей между событиями, как большее число степеней свобод. Видимо, с этим связано то, что в демократических обществах даже острый психоз часто не приводит к госпитализации, в отличии от авторитарных социумов.

Ряд устойчивых черт ситуации классифицируют по параметрам (Ю.Н.Емельянов, М.Аргайл):
1) цели участников;
2) правила участия;
3) роли участников;
4) репертуар действий;
5) паттерны взаимодействия;
6) понятийный аппарат;
7) соотнесённость с окружающей средой;
8) средства коммуникации;
9) типичные трудности.

В контексте ситуации непременно вспомнить понятия социальная норма и социального аттитьюда.
Норма определяет идеальное или ожидаемое поведение члена группы и устанавливает границы наблюдения тех точек, в которых отклонения вызывают коррективы со стороны членов группы. В зависимости от этого оценивается конформность.
Человек в состоянии декомпенсации – нонкорформист, для которого характерны:
1) сверхцели;
2) правила – разрешение временно отклониться от правил и быть наказанным за это насмешкой или даже принудительной госпитализацией;
3) роль – оригинал, чудак;
4) репертуар – ускоренная речь, возбуждённость, фанатизм;
5) паттерн монолога вместо диалога
6) понятийный аппарат с уклоном в мистику, придание большего значения случайности/неслучайности;
7) соотнесение с окружающей средой – нечувствительность к температуре окружающей среды в состоянии острого психоза;
8) стремление к массовым средствам коммуникации («если вы не отзовётесь, мы напишем в спорт лото»);
9) типичные трудности – опасение недображелательности группы.

Насколько случайно то, что человеку приписывается стигма «психически нездоровый»?
В какой степени это функция от состояния человека или от состояния среды?
Р.Баркер ещё в 1940-ые годы показал, что разные дети ведут себя почти идентично в одной и той же среде, в то время как один и тот же ребёнок может вести себя очень по-разному, оказываясь в новых для него условиях.

Конструктор сайтов - uCoz