Интернет как новая социально-экологическая среда: 
трансформация процессов коммуникации.

 

О.Демир, май 2001г. 
оппонирование ст. Войскунского А.Е.
Семинар Российской сети информационного общества

 

 

 

   Обращаясь к вопросу о возникновении новой социально-экологической среды с появлением Интернета, стоит упомянуть предпосылки обоснования этого тезиса. 

      С точки зрения социологии науки [Кун Т. (5)], развитие науки можно рассматривать как революционную смену парадигм. Появление Интернета - это очередная "научная революция", его влияние на общество не подчиняется количественным законам постепенного (кумулятивного) эволюционного развития. 

      Естествоиспытатели, например, Дана еще в конце прошлого века говорили о скачкообразном развитии центральной нервной системы в процессе эволюции ("цефализация", термин Дана) [цит. по Вернадскому В.И. (3)]. 

      С другой стороны, существуют теоретические концепции, например, кибернетическая школа ('cybernation school'), утверждающая, что с дальнейшим развитием автоматизации облик общества будет кардинально изменен и подчёркивание первоочередной роли коммуникаций (создающих систему обратной связи) для жизнеспособности общества. 

      Вернадский отмечает роль человечества как фактора, преобразующего геологические оболочки Земли. Французский математик и философ Е. Ле-Руа вводит понятие 'ноосфера' - антропоморфная оболочка Земли (составлено из греческого "ноос" - разум и "сфера"). Взгляды В.И.Вернадского и Е. Ле-Руа о существовании ноосферы разделял Тельяр де-Шарден [Вернадский В.И. (3)]. 

      Точка зрения Макса Вебера (2) (14) (15) о главенствующей роли идей, а не материальных сил как двигателя социальных изменений в обществе (как антитеза представлений Маркса) находит развитие в трудах Я.Л. Морено (8), утверждающего, что экономическая прибавочная стоимость лишь частный случай социодинамического закона: социодинамический эффект возникает из "бытия друг с другом" ('фактор теле', создающий прибавочную стоимость). 

      Наиболее соответствуют природе Интернета как новой социально-экологической среды существования теоретические
    концепции постмодернизма:
  • подчеркивание неопределенности обществ, в которых все элементы подорваны и подвергаются сомнению, а условия существования людей принимают характер глобального и фрагментарного общества, в котором не существует абсолютных правил и критериев оценки;
  • концепция о снижении роли рационального мышления и возрастании интуитивного познания;
  • - представление об идентичности [identity] как подвижном/ситуативном аспекте личности.
      Взгляды естествоиспытателей и представителей кибернетической школы объединяет воедино и творчески развивает Маршалл Маклюэн, говоря о "продолжении" и "расширении" самой нервной системы человека.", и отмечая связь этого процесса с развитием электронных средств коммуникации: "Электронная система является продолжением центральной нервной системы. Средства коммуникаций, изменяя среду, вызывают в нас необычные соотношения чувственных восприятии. Расширение любого чувства изменяет образ нашего мышления и деятельности - нашего восприятия мира. Когда изменяются эти соотношения, изменяются и люди." [Маклюэн М. (7)] 

      Таким образом, с появлением Интернета, была создана новая социально-экологическая среда со своими особенностями, прежде всего, коммуникативных процессов которые можно признать основным фактором развития и существования этой антропогенной среды.

      Изменяются формы самопрезентации, - 'внешняя' (посредством имени, облика личности, движений, диалекта) подменяется 'внутренней' (ник, действия, письменная речь). 

      Претерпевают трансформацию и цели коммуникации: "Общение теперь не сам разговор, а то, что заставляет говорить. Информация - не знание, а то, что заставляет знать. Вспомогательный глагол "заставлять" указывает на то, что речь идет именно об операции, а не о действии" [Бодрийяр Ж.(1)]. 

      Говоря о процессе коммуникации в данной среде, отмечается частичная подмена реальных потребностей симулякрами [Бодрийяр Ж. (1)].
Логично предположить, что чем более 'базовыми' (в классификации Маслоу) являются потребности, тем больший дискомфорт вызывает подмена реального виртуальным.      
    Классификации потребностей по Маслоу (11)(12):
  • потребность в самоактуализации: (в креативности, самовыражении, целостности натуры);
  • потребности в уважении: (в достижениях, успехах, признании);
  • социальные потребности (в принадлежности к общности, дружбе, подчинённости);
  • потребность в безопасности (физической и психологической безопасности);
  • биологические потребности (в еде, воде, кислороде и др.).



  •       Негативная мистификация Интернета. 
          Под 'негативной мистификацией' здесь и далее подразумевается преувеличение роли и масштабов отрицательного воздействия на отдельных индивидуумов и преуменьшение значения положительного влияния на социальные процессы в обществе.
    К таким преувеличенно акцентируемым темам следовало бы отнести: вирусы, ошибка 2000 года, хакеры, интернет-зависимость и др.      
      Причины массового тиражирования такого рода информации.
    1. Известно, что негативные новости запоминается и стихийно распространяется в виде слухов лучше позитивных.
    2. С другой стороны, нельзя забывать и о возможных экономических причинах: 
      Чарльз Маккей в своей работе "Наиболее распространенные заблуждения и безумства толпы" (6) описал целый ряд массовых психозов, причиной возникновения которых было спекулятивное использование массовых заблуждений в маркетинговых целях.
    3. Еще одна причина распространенности негативного стереотипа восприятия Сети - фрустрации, возникающие в процессе адаптации к новой социальной среде (Интернет), вызванные революционными изменениями таких факторов как:
      1. Резкое возрастание объема и доступность информации,
      2. Большая скорость процессов коммуникации,
      3. Постоянная включённость индивидуума в процесс коммуникации, сокращение личного пространства нетизена,
      4. Фрустрации, вызванные подменой базовых (в классификации Маслоу) потребностей симулякрами.


          "Взаимодействие посредством Интернета приобрело все необходимые качества и свойства социальной реальности: в этой реальности образуются сообщества со специфическими социальными структурами, правилами и нормами взаимодействия (вместе с системой наказаний за их нарушение), стабильными отношениями между членами сообществ, оригинальными процедурами инициации новичков, способами формирования идентичности и выработки групповых ценностей. Причем сообщества образуются привычным путем, а именно в ходе вербального взаимодействия. Поэтому настаивать на Интернет-аддикции было бы равносильно утверждению, что люди проявляют "патологическую" зависимость от общения и сотрудничества с другими людьми." [Войскунский А.Е. (4)] 

          В отношении перечисленных в статье разновидностей Интернет-аддикции, спорным является утверждение о негативном характере некоторых из перечисленных феноменов: пристрастию к программированию, узнавание нового в процессе электронного бродяжничества, поиск социальных контактов в сети. 
    Говоря о "кибер-отношениях" с точки зрения интернет-аддикции, подразумевают чаты и близкие к нему виды коммуникации (в форме разговорной речи). Здесь стоит вспомнить об уместности термина "кибер-отношения", поскольку, существуют (получают распространение) чаты с искусственным интеллектом. В таком варианте псевдо-коммуникации, возможно, правильнее говорить о саморефлексии/самопознании участника, поскольку социального контакта фактически не происходит (см. Тест Тьюринга). Примеры специальных чатов с 'искусственным интеллектом': Chatbot к фильму Спилберга [Steven Spielberg 'Artificial Intelligence']. 

          В случае, если коммуникация с реальными людьми имеет место, интернет-общение следовало бы типологизировать в зависимости от формы коммуникации и скорости обмена информацией, средств её доставки, причинам общения (иерархии потребностей, которые удовлетворяются в процессе коммуникации) и рассматривать каждый тип коммуникации индивидуально. 


          Средства коммуникации      
      По возрастанию роли ценностно-рационального действия/целерационального действия (Вебер) коммуникативного процесса, интернет-сообщества (i-community) в сети можно подразделить на:
    • чаты,
    • конференции/мэйл-листы
    • персональные средства коммуникации (icq, e-mail)
         
      Веберовская типология действия:
    • аффектное действие (affection action) - поведение, определяемое бездумной прихотью индивида;
    • традиционное действие (traditional action) - поведение, определяемое обычаями и убежденность в которых не рациональна, а традиционна (характерна для домодернистского общ-ва по Веберу), такие действия поддаются изменению с большим трудом;
    • целерациональное (по Веберу - доминирующее в современных обществах) - обусловлено логикой и направлено на достижение или развитие определенных ценностей или идей.
         
      Кроме разделения по типологии действия, конференции/мэйл-листы (и другие? интернет-коммьюнити) можно классифицировать:
    • по скорости процессов коммуникации
    • замкнутости/открытости группы
    • тематике

          Расширяется само понятие коммуникативного процесса. Пользователи сети находятся в постоянном коммуникативном мэйнстриме: даже простой заход на страницу сайта - это уже процесс коммуникации, посетитель, как актер с немой ролью, одним фактом загрузки страницы (появления на сайте) вступает в коммуникацию (сообщает о своем местопребывании, часовом поясе, языке, …). 


          Изменение языковых форм общения. 

          Как отмечает Naomi Baron [цит. по Reid E. M (13)], при анализе интеракций исходят из парадигмы face-to-face коммуникации двух людей, к тому же предполагается, что любые коммуникативные контакты (например, посредством телефона или обычной почты) предваряются физическим контактом. E. Reid выделяет отдельно Computer-Mediated Communications Systems (CMCS's), использующие компьютеры и телекоммуникационные сети для создания, хранения, доставки сообщений. Она выделяет 3 базовых типа систем коммуникации: e-mail, новостные группы (news), чаты. При этом она объединяет e-mail и news в группу асинхронных коммуникаций, в то время как чаты - синхронная коммуникация. 
    Соответственно, для синхронной (по времени) коммуникации свойственна некодифицированная речь и большая 'свёрнутость'/сжатость разговорных конструкций. Тезисность изложения, которая часто принимается за разорванность речи объяснется особенностью языкового общения в сети и потребностью выразить в сжатой форме мысль. Достаточно известный факт из области интернет-маркетинга, что длинные сообщения в сети не воспринимаются (например, - сообщения по электронной почте длиной более одного экрана). Еще больше краткость высказываний выражена в чатах, где отрывочность и незаконченность фраз часто объясняется плохой связью (особенно для пользователей dial-up). 

          Кроме того, разные i-community характерезуются своебразием узусов (т.е. общепринятым употреблением слова или фразеологического оборота), объединяющих социальную группу. 

          Таким образом, в процессе интернет-коммуникаций, изменяются характер межличностных связей, языковые формы/формы самопрезентации, трансформируются цели коммуникации. 

     

     





      Библиография

       

    1. Бодрийяр Ж., Прозрачность зла., М., Добросвет, 2000 [link/online]
    2. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избр. произвед. М., 1990.
    3. Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере // Успехи биологии. 1944. Т. 18. Вып. 2. С. 113 - 120.
    4. Войскунский А.Е. Зависимость от Интернета: актуальная проблема. [link/online]
    5. Кун Т. Структура научных революций М., Прогресс, 1975
    6. Маккей Ч. Наиболее распространенные заблуждения и безумства толпы. М.: Изд. Дом "Альпина", 1998, 333с. [MacKay Ch., Extraordinary Popular Delusions and the Madness of Crowds].
    7. Маклюэн М. Средство само есть содержание [McLuhan M. & Fiore Q. The medium is the massage. London, 1967.].[link/online]
    8. Морено Я.Л. Социометрия: экспериментальный метод и наука об обществе. М.: Академический проект, 2001, 384 с.
    9. Gilman D.. The Life of J. D. Dana, N.Y., 1889.
    10. Le Roy E., L'exigence idealiste et le fait d'evolution, P., 1927, p. 196.
    11. Maslow A.H., A theory of human motivation, Psychol. Rev. 50, 1943, 370-396
    12. Maslow A.H., Motivation and Personality, 2nd edn., Harper and Row, N.Y., 1970
    13. Reid E.M. Electropolis: Communication and Community On Internet Relay Chat [link/online]
    14. Weber M. Economy and Society. L., 1970.
    15. Weber M. The Protestant Ethic and the Spirit of Capitalism. L., 1992.
    16.  


     

    Конструктор сайтов - uCoz