Обращаясь к вопросу о возникновении новой социально-экологической среды с появлением Интернета, стоит упомянуть предпосылки обоснования этого тезиса.
С точки зрения социологии науки [Кун Т. (5)], развитие науки можно рассматривать как революционную смену парадигм. Появление Интернета - это очередная "научная революция", его влияние на общество не подчиняется количественным законам постепенного (кумулятивного) эволюционного развития.
Естествоиспытатели, например, Дана еще в конце прошлого века говорили о скачкообразном развитии центральной нервной системы в процессе эволюции ("цефализация", термин Дана) [цит. по Вернадскому В.И. (3)].
С другой стороны, существуют теоретические концепции, например, кибернетическая школа ('cybernation school'), утверждающая, что с дальнейшим развитием автоматизации облик общества будет кардинально изменен и подчёркивание первоочередной роли коммуникаций (создающих систему обратной связи) для жизнеспособности общества.
Вернадский отмечает роль человечества как фактора, преобразующего геологические оболочки Земли. Французский математик и философ Е. Ле-Руа вводит понятие 'ноосфера' - антропоморфная оболочка Земли (составлено из греческого "ноос" - разум и "сфера"). Взгляды В.И.Вернадского и Е. Ле-Руа о существовании ноосферы разделял Тельяр де-Шарден [Вернадский В.И. (3)].
Точка зрения Макса Вебера (2) (14) (15) о главенствующей роли идей, а не материальных сил как двигателя социальных изменений в обществе (как антитеза представлений Маркса) находит развитие в трудах Я.Л. Морено (8), утверждающего, что экономическая прибавочная стоимость лишь частный случай социодинамического закона: социодинамический эффект возникает из "бытия друг с другом" ('фактор теле', создающий прибавочную стоимость).
Наиболее соответствуют природе Интернета как новой социально-экологической среды существования теоретические
Таким образом, с появлением Интернета, была создана новая социально-экологическая среда со своими особенностями, прежде всего, коммуникативных процессов которые можно признать основным фактором развития и существования этой антропогенной среды.
Изменяются формы самопрезентации, - 'внешняя' (посредством имени, облика личности, движений, диалекта) подменяется 'внутренней' (ник, действия, письменная речь).
Претерпевают трансформацию и цели коммуникации: "Общение теперь не сам разговор, а то, что заставляет говорить. Информация - не знание, а то, что заставляет знать. Вспомогательный глагол "заставлять" указывает на то, что речь идет именно об операции, а не о действии" [Бодрийяр Ж.(1)].
Говоря о процессе коммуникации в данной среде, отмечается частичная подмена реальных потребностей симулякрами [Бодрийяр Ж. (1)].
Логично предположить, что чем более 'базовыми' (в классификации Маслоу) являются потребности, тем больший дискомфорт вызывает подмена реального виртуальным.потребность в самоактуализации: (в креативности, самовыражении, целостности натуры); потребности в уважении: (в достижениях, успехах, признании); социальные потребности (в принадлежности к общности, дружбе, подчинённости); потребность в безопасности (физической и психологической безопасности); биологические потребности (в еде, воде, кислороде и др.).
Негативная мистификация Интернета.
Под 'негативной мистификацией' здесь и далее подразумевается преувеличение роли и масштабов отрицательного воздействия на отдельных индивидуумов и преуменьшение значения положительного влияния на социальные процессы в обществе.
К таким преувеличенно акцентируемым темам следовало бы отнести: вирусы, ошибка 2000 года, хакеры, интернет-зависимость и др.
"Взаимодействие посредством Интернета приобрело все необходимые качества и свойства социальной реальности: в этой реальности образуются сообщества со специфическими социальными структурами, правилами и нормами взаимодействия (вместе с системой наказаний за их нарушение), стабильными отношениями между членами сообществ, оригинальными процедурами инициации новичков, способами формирования идентичности и выработки групповых ценностей. Причем сообщества образуются привычным путем, а именно в ходе вербального взаимодействия. Поэтому настаивать на Интернет-аддикции было бы равносильно утверждению, что люди проявляют "патологическую" зависимость от общения и сотрудничества с другими людьми." [Войскунский А.Е. (4)]
В отношении перечисленных в статье разновидностей Интернет-аддикции, спорным является утверждение о негативном характере некоторых из перечисленных феноменов: пристрастию к программированию, узнавание нового в процессе электронного бродяжничества, поиск социальных контактов в сети.
Говоря о "кибер-отношениях" с точки зрения интернет-аддикции, подразумевают чаты и близкие к нему виды коммуникации (в форме разговорной речи). Здесь стоит вспомнить об уместности термина "кибер-отношения", поскольку, существуют (получают распространение) чаты с искусственным интеллектом. В таком варианте псевдо-коммуникации, возможно, правильнее говорить о саморефлексии/самопознании участника, поскольку социального контакта фактически не происходит (см. Тест Тьюринга). Примеры специальных чатов с 'искусственным интеллектом': Chatbot к фильму Спилберга [Steven Spielberg 'Artificial Intelligence'].
В случае, если коммуникация с реальными людьми имеет место, интернет-общение следовало бы типологизировать в зависимости от формы коммуникации и скорости обмена информацией, средств её доставки, причинам общения (иерархии потребностей, которые удовлетворяются в процессе коммуникации) и рассматривать каждый тип коммуникации индивидуально.
Средства коммуникации
Расширяется само понятие коммуникативного процесса. Пользователи сети находятся в постоянном коммуникативном мэйнстриме: даже простой заход на страницу сайта - это уже процесс коммуникации, посетитель, как актер с немой ролью, одним фактом загрузки страницы (появления на сайте) вступает в коммуникацию (сообщает о своем местопребывании, часовом поясе, языке, …).
Изменение языковых форм общения.
Как отмечает Naomi Baron [цит. по Reid E. M (13)], при анализе интеракций исходят из парадигмы face-to-face коммуникации двух людей, к тому же предполагается, что любые коммуникативные контакты (например, посредством телефона или обычной почты) предваряются физическим контактом. E. Reid выделяет отдельно Computer-Mediated Communications Systems (CMCS's), использующие компьютеры и телекоммуникационные сети для создания, хранения, доставки сообщений. Она выделяет 3 базовых типа систем коммуникации: e-mail, новостные группы (news), чаты. При этом она объединяет e-mail и news в группу асинхронных коммуникаций, в то время как чаты - синхронная коммуникация.
Соответственно, для синхронной (по времени) коммуникации свойственна некодифицированная речь и большая 'свёрнутость'/сжатость разговорных конструкций. Тезисность изложения, которая часто принимается за разорванность речи объяснется особенностью языкового общения в сети и потребностью выразить в сжатой форме мысль. Достаточно известный факт из области интернет-маркетинга, что длинные сообщения в сети не воспринимаются (например, - сообщения по электронной почте длиной более одного экрана). Еще больше краткость высказываний выражена в чатах, где отрывочность и незаконченность фраз часто объясняется плохой связью (особенно для пользователей dial-up).
Кроме того, разные i-community характерезуются своебразием узусов (т.е. общепринятым употреблением слова или фразеологического оборота), объединяющих социальную группу.
Таким образом, в процессе интернет-коммуникаций, изменяются характер межличностных связей, языковые формы/формы самопрезентации, трансформируются цели коммуникации.
С точки зрения социологии науки [Кун Т. (5)], развитие науки можно рассматривать как революционную смену парадигм. Появление Интернета - это очередная "научная революция", его влияние на общество не подчиняется количественным законам постепенного (кумулятивного) эволюционного развития.
Естествоиспытатели, например, Дана еще в конце прошлого века говорили о скачкообразном развитии центральной нервной системы в процессе эволюции ("цефализация", термин Дана) [цит. по Вернадскому В.И. (3)].
С другой стороны, существуют теоретические концепции, например, кибернетическая школа ('cybernation school'), утверждающая, что с дальнейшим развитием автоматизации облик общества будет кардинально изменен и подчёркивание первоочередной роли коммуникаций (создающих систему обратной связи) для жизнеспособности общества.
Вернадский отмечает роль человечества как фактора, преобразующего геологические оболочки Земли. Французский математик и философ Е. Ле-Руа вводит понятие 'ноосфера' - антропоморфная оболочка Земли (составлено из греческого "ноос" - разум и "сфера"). Взгляды В.И.Вернадского и Е. Ле-Руа о существовании ноосферы разделял Тельяр де-Шарден [Вернадский В.И. (3)].
Точка зрения Макса Вебера (2) (14) (15) о главенствующей роли идей, а не материальных сил как двигателя социальных изменений в обществе (как антитеза представлений Маркса) находит развитие в трудах Я.Л. Морено (8), утверждающего, что экономическая прибавочная стоимость лишь частный случай социодинамического закона: социодинамический эффект возникает из "бытия друг с другом" ('фактор теле', создающий прибавочную стоимость).
Наиболее соответствуют природе Интернета как новой социально-экологической среды существования теоретические
- концепции постмодернизма:
- подчеркивание неопределенности обществ, в которых все элементы подорваны и подвергаются сомнению, а условия существования людей принимают характер глобального и фрагментарного общества, в котором не существует абсолютных правил и критериев оценки;
- концепция о снижении роли рационального мышления и возрастании интуитивного познания;
- - представление об идентичности [identity] как подвижном/ситуативном аспекте личности.
Таким образом, с появлением Интернета, была создана новая социально-экологическая среда со своими особенностями, прежде всего, коммуникативных процессов которые можно признать основным фактором развития и существования этой антропогенной среды.
Изменяются формы самопрезентации, - 'внешняя' (посредством имени, облика личности, движений, диалекта) подменяется 'внутренней' (ник, действия, письменная речь).
Претерпевают трансформацию и цели коммуникации: "Общение теперь не сам разговор, а то, что заставляет говорить. Информация - не знание, а то, что заставляет знать. Вспомогательный глагол "заставлять" указывает на то, что речь идет именно об операции, а не о действии" [Бодрийяр Ж.(1)].
Говоря о процессе коммуникации в данной среде, отмечается частичная подмена реальных потребностей симулякрами [Бодрийяр Ж. (1)].
Логично предположить, что чем более 'базовыми' (в классификации Маслоу) являются потребности, тем больший дискомфорт вызывает подмена реального виртуальным.
- Классификации потребностей по Маслоу (11)(12):
Негативная мистификация Интернета.
Под 'негативной мистификацией' здесь и далее подразумевается преувеличение роли и масштабов отрицательного воздействия на отдельных индивидуумов и преуменьшение значения положительного влияния на социальные процессы в обществе.
К таким преувеличенно акцентируемым темам следовало бы отнести: вирусы, ошибка 2000 года, хакеры, интернет-зависимость и др.
- Причины массового тиражирования такого рода информации.
- Известно, что негативные новости запоминается и стихийно распространяется в виде слухов лучше позитивных.
- С другой стороны, нельзя забывать и о возможных экономических причинах:
Чарльз Маккей в своей работе "Наиболее распространенные заблуждения и безумства толпы" (6) описал целый ряд массовых психозов, причиной возникновения которых было спекулятивное использование массовых заблуждений в маркетинговых целях. - Еще одна причина распространенности негативного стереотипа восприятия Сети - фрустрации, возникающие в процессе адаптации к новой социальной среде (Интернет), вызванные революционными изменениями таких факторов как:
- Резкое возрастание объема и доступность информации,
- Большая скорость процессов коммуникации,
- Постоянная включённость индивидуума в процесс коммуникации, сокращение личного пространства нетизена,
- Фрустрации, вызванные подменой базовых (в классификации Маслоу) потребностей симулякрами.
"Взаимодействие посредством Интернета приобрело все необходимые качества и свойства социальной реальности: в этой реальности образуются сообщества со специфическими социальными структурами, правилами и нормами взаимодействия (вместе с системой наказаний за их нарушение), стабильными отношениями между членами сообществ, оригинальными процедурами инициации новичков, способами формирования идентичности и выработки групповых ценностей. Причем сообщества образуются привычным путем, а именно в ходе вербального взаимодействия. Поэтому настаивать на Интернет-аддикции было бы равносильно утверждению, что люди проявляют "патологическую" зависимость от общения и сотрудничества с другими людьми." [Войскунский А.Е. (4)]
В отношении перечисленных в статье разновидностей Интернет-аддикции, спорным является утверждение о негативном характере некоторых из перечисленных феноменов: пристрастию к программированию, узнавание нового в процессе электронного бродяжничества, поиск социальных контактов в сети.
Говоря о "кибер-отношениях" с точки зрения интернет-аддикции, подразумевают чаты и близкие к нему виды коммуникации (в форме разговорной речи). Здесь стоит вспомнить об уместности термина "кибер-отношения", поскольку, существуют (получают распространение) чаты с искусственным интеллектом. В таком варианте псевдо-коммуникации, возможно, правильнее говорить о саморефлексии/самопознании участника, поскольку социального контакта фактически не происходит (см. Тест Тьюринга). Примеры специальных чатов с 'искусственным интеллектом': Chatbot к фильму Спилберга [Steven Spielberg 'Artificial Intelligence'].
В случае, если коммуникация с реальными людьми имеет место, интернет-общение следовало бы типологизировать в зависимости от формы коммуникации и скорости обмена информацией, средств её доставки, причинам общения (иерархии потребностей, которые удовлетворяются в процессе коммуникации) и рассматривать каждый тип коммуникации индивидуально.
Средства коммуникации
- По возрастанию роли ценностно-рационального действия/целерационального действия (Вебер) коммуникативного процесса, интернет-сообщества (i-community) в сети можно подразделить на:
- чаты,
- конференции/мэйл-листы
- персональные средства коммуникации (icq, e-mail)
- Веберовская типология действия:
- аффектное действие (affection action) - поведение, определяемое бездумной прихотью индивида;
- традиционное действие (traditional action) - поведение, определяемое обычаями и убежденность в которых не рациональна, а традиционна (характерна для домодернистского общ-ва по Веберу), такие действия поддаются изменению с большим трудом;
- целерациональное (по Веберу - доминирующее в современных обществах) - обусловлено логикой и направлено на достижение или развитие определенных ценностей или идей.
- Кроме разделения по типологии действия, конференции/мэйл-листы (и другие? интернет-коммьюнити) можно классифицировать:
- по скорости процессов коммуникации
- замкнутости/открытости группы
- тематике
Расширяется само понятие коммуникативного процесса. Пользователи сети находятся в постоянном коммуникативном мэйнстриме: даже простой заход на страницу сайта - это уже процесс коммуникации, посетитель, как актер с немой ролью, одним фактом загрузки страницы (появления на сайте) вступает в коммуникацию (сообщает о своем местопребывании, часовом поясе, языке, …).
Изменение языковых форм общения.
Как отмечает Naomi Baron [цит. по Reid E. M (13)], при анализе интеракций исходят из парадигмы face-to-face коммуникации двух людей, к тому же предполагается, что любые коммуникативные контакты (например, посредством телефона или обычной почты) предваряются физическим контактом. E. Reid выделяет отдельно Computer-Mediated Communications Systems (CMCS's), использующие компьютеры и телекоммуникационные сети для создания, хранения, доставки сообщений. Она выделяет 3 базовых типа систем коммуникации: e-mail, новостные группы (news), чаты. При этом она объединяет e-mail и news в группу асинхронных коммуникаций, в то время как чаты - синхронная коммуникация.
Соответственно, для синхронной (по времени) коммуникации свойственна некодифицированная речь и большая 'свёрнутость'/сжатость разговорных конструкций. Тезисность изложения, которая часто принимается за разорванность речи объяснется особенностью языкового общения в сети и потребностью выразить в сжатой форме мысль. Достаточно известный факт из области интернет-маркетинга, что длинные сообщения в сети не воспринимаются (например, - сообщения по электронной почте длиной более одного экрана). Еще больше краткость высказываний выражена в чатах, где отрывочность и незаконченность фраз часто объясняется плохой связью (особенно для пользователей dial-up).
Кроме того, разные i-community характерезуются своебразием узусов (т.е. общепринятым употреблением слова или фразеологического оборота), объединяющих социальную группу.
Таким образом, в процессе интернет-коммуникаций, изменяются характер межличностных связей, языковые формы/формы самопрезентации, трансформируются цели коммуникации.
- Бодрийяр Ж., Прозрачность зла., М., Добросвет, 2000 [link/online]
- Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избр. произвед. М., 1990.
- Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере // Успехи биологии. 1944. Т. 18. Вып. 2. С. 113 - 120.
- Войскунский А.Е. Зависимость от Интернета: актуальная проблема. [link/online]
- Кун Т. Структура научных революций М., Прогресс, 1975
- Маккей Ч. Наиболее распространенные заблуждения и безумства толпы. М.: Изд. Дом "Альпина", 1998, 333с. [MacKay Ch., Extraordinary Popular Delusions and the Madness of Crowds].
- Маклюэн М. Средство само есть содержание [McLuhan M. & Fiore Q. The medium is the massage. London, 1967.].[link/online]
- Морено Я.Л. Социометрия: экспериментальный метод и наука об обществе. М.: Академический проект, 2001, 384 с.
- Gilman D.. The Life of J. D. Dana, N.Y., 1889.
- Le Roy E., L'exigence idealiste et le fait d'evolution, P., 1927, p. 196.
- Maslow A.H., A theory of human motivation, Psychol. Rev. 50, 1943, 370-396
- Maslow A.H., Motivation and Personality, 2nd edn., Harper and Row, N.Y., 1970
- Reid E.M. Electropolis: Communication and Community On Internet Relay Chat [link/online]
- Weber M. Economy and Society. L., 1970.
- Weber M. The Protestant Ethic and the Spirit of Capitalism. L., 1992.
Библиография